Для обеспечения эффективного образовательного процесса в Лицее оборудовано 12 кабинетов, включая специализированные классы. Все кабинеты оснащены современным оборудованием и необходимыми средствами для проведения учебных занятий.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Общее количество специализированных кабинетов в БОУ "Югорский физико-математический лицей-интернат" - 12. Учебные кабинеты в Лицее обеспечивают разнообразие образовательных возможностей. Наличие специализированных кабинетов позволяет эффективно проводить занятия по различным предметам, включая естественные науки и безопасность жизнедеятельности. Компьютерные классы способствуют развитию цифровых навыков у учащихся, что является важным аспектом современного образования.
1. Кабинеты общего пользования: 4
• Эти кабинеты предназначены для проведения общих занятий, групповых работ и различных мероприятий.
2. Лекционные классы: 1
• Лекционный класс используется для проведения лекций, семинаров и презентаций.
3. Кабинеты ОБЗР (Основы безопасности жизнедеятельности): 1
• Специально оборудованный кабинет для изучения основ безопасности жизнедеятельности, что включает в себя навыки первой помощи и знания о безопасности.
4. Кабинеты физики: 2
• Специализированные кабинеты для проведения практических и теоретических занятий по физике, оснащенные лабораторным оборудованием, демонстрационными материалами и необходимыми учебными пособиями.
5. Кабинет химии/биологии: 1
• Универсальный кабинет, используемый для проведения уроков по химии и биологии, оборудованный лабораторным инвентарем и средствами для экспериментов.
6. Компьютерные классы: 3
• Специализированные классы, оснащенные техникой для изучения информационных технологий, программирования и других предметов, требующих компьютерного обеспечения.
В БОУ "Югорский физико-математический лицей-интернат" в настоящее время отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты, предназначенные для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1. Лаборатории
- Физическая лаборатория:
• Оборудование для механических экспериментов (маятники, пружины, динамометры).
• Приборы для изучения оптики (линзы, призмы, лазеры).
• Электронные схемы и оборудование для опытов с электричеством (мультиметры, генераторы).
- Химическая лаборатория:
• Шкаф с вытяжным устройством.
• Оборудование для титрования и анализа (пипетки, бюретки, колбы).
• Реактивы и материалы для проведения опытов (кислоты, основания, индикаторы).
• Специальные приборы (спектрофотометры, хроматографы).
- Биологическая лаборатория:
• Микроскопы и наборы для микроскопирования.
• Модели клеток и органов для наглядного изучения.
2. Кабинеты для практических занятий
- Компьютерный класс:
• Компьютеры с современным программным обеспечением.
• Серверное оборудование для сетевых проектов.
• Проекторы и интерактивные доски для презентаций.
3. Спортивные объекты
- Спортивный зал:
• Оборудование для командных видов спорта (мячи, сетки, ракетки).
• Занимательные тренажеры и оборудование для фитнеса.
• Пространство для проведения танцевальных и хореографических занятий.
• Зоны для растяжки и реабилитации.
- Уличные спортивные площадки:
• Тренажеры на открытом воздухе.
• Площадки для игры в футбол и другие командные виды спорта.
• Места для проведения спортивных мероприятий и соревнований.
4. Аудиовизуальное оборудование
- Проекторы и экраны:
• Мобильные проекторы для выездных мероприятий.
• Интерактивные панели для совместной работы.
• Оборудование для записи видеоуроков и лекций.
- Звуковая аппаратура:
• Микрофоны и колонки для проведения мероприятий.
• Записывающее оборудование для создания образовательного контента.
• Оборудование для организации школьных концертов и спектаклей.
5. Библиотека и читальный зал
- Библиотечный фонд:
• Учебники, научные статьи, журналы по различным дисциплинам.
• Электронные ресурсы и базы данных.
- Читальные зоны:
• Удобные места для индивидуальной работы и групповых обсуждений.
• Компьютеры с доступом к интернету и образовательным платформам.
6. Кабинеты для индивидуальных занятий
- Кабинет психолога:
Библиотека и читальный зал
- Библиотечный фонд:
• Учебники, научные статьи, журналы по различным дисциплинам.
• Электронные ресурсы и базы данных.
- Читальные зоны:
• Удобные места для индивидуальной работы и групповых обсуждений.
• Компьютеры с доступом к интернету и образовательным платформам.
В школе созданы оптимальные условия для укрепления здоровья учащихся, включая разнообразные занятия физической культурой и спортом. Учебное заведение оборудовано современными спортивными и тренажерными залами, а также уличной площадкой для игры в футбол и баскетбол. Кроме того, на территории школы установлены открытые тренажеры на свежем воздухе, что позволяет учащимся заниматься физической активностью на улице. Эти возможности не только способствуют развитию физических навыков, но и стимулируют активный образ жизни среди учеников. Это позволяет им не только поддерживать физическую форму, но и формировать здоровые привычки на протяжении всей жизни.
В Лицее созданы оптимальные условия для реализации принципа наглядности, что способствует повышению эффективности учебного процесса. Мы предоставляем обучающимся разнообразные материалы, которые помогают в процессе познания и развивают мыслительную деятельность на всех этапах обучения.
- Специальные средства обучения
Для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусмотрены специальные средства обучения, хотя их количество ограничено.
- Определение средств обучения
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также природные предметы, используемые в образовательном процессе как носители учебной информации и инструменты для достижения целей обучения, воспитания и развития.
- Виды средств обучения
1. Печатные материалы:
• Учебники и учебные пособия
• Книги для чтения
• Хрестоматии
• Рабочие тетради
• Атласы
• Раздаточный материал
• Энциклопедии
• Словари
2. Электронные образовательные ресурсы:
• Мультимедийные учебники
• Сетевые образовательные ресурсы
• Мультимедийные универсальные энциклопедии
3. Аудиовизуальные материалы:
• Презентации
• Слайд-фильмы
• Образовательные видеофильмы
• Учебные фильмы на цифровых носителях
4. Наглядные плоскостные материалы:
• Плакаты
• Настенные карты
• Иллюстрации
• Магнитные доски
5. Демонстрационные средства:
• Гербарии
• Муляжи
• Макеты
• Стенды
• Модели в разрезе
6. Учебные приборы:
• Компасы
• Барометры
• Колбы
• Глобусы и др.
7. Спортивное оборудование:
• Гимнастическое оборудование
• Спортивные снаряды
• Мячи и др.
Мы стремимся обеспечить наших учащихся всеми необходимыми средствами для успешного обучения и развития, создавая тем самым условия для формирования активной и здоровой личности.
В БОУ "Югорский физико-математический лицей-интернат" обеспечен доступ к сети Интернет с высокой скоростью подключения – 100 Мбит/с.
- Инфраструктура
• Количество интранет-ресурсов: 1
• Количество локальных сетей: 1
• Общее число компьютеров: 215 (из них 145 используются в учебных целях)
Все компьютеры лицея имеют доступ к электронным библиотечным системам, а также к Интернету в каждом учебном кабинете.
- Доступ для обучающихся с ограниченными возможностями
Все обучающиеся с инвалидностью и лица с ограниченными возможностями здоровья могут пользоваться информационными системами и сетями с компьютеров, расположенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Для слабовидящих создана альтернативная версия официального сайта Лицея.
В учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы, доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ, установлены компьютеры с лицензионной операционной системой Microsoft Windows. Эта система включает функции, упрощающие работу для слабовидящих и слабослышащих обучающихся (экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода и др.).
Все электронные библиотечные системы поддерживают режим для слабовидящих и позволяют увеличивать шрифт, что подходит для обучающихся с I, II и III группами инвалидности по зрению.
- Учебные кабинеты и доступ
Во всех предметных кабинетах предусмотрено автоматизированное место для учителя. Все компьютеры объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет по выделенному высокоскоростному каналу.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и сетям в течение всего учебного времени в библиотеке.
Провайдером услуг доступа к информационным системам и сети Интернет является ООО "Ростелеком".
- Информационно-техническое обеспечение
Информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности включает локальную компьютерную сеть с контент-фильтруемым доступом к Интернету.
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Для иногородних учащихся БОУ "Югорский физико-математический лицей-интернат" предусмотрено комфортное проживание в современном общежитии блочного типа, расположенном по адресу: ул. Мира, д. 126. Общежитие вмещает до 112 учащихся.
- Условия проживания
Каждый блок общежития состоит из четырех уютных комнат, в которых проживают по два человека. Общая площадь каждой комнаты составляет 12 кв. м. Блоки оборудованы двумя душевыми и двумя туалетами, что обеспечивает комфортное проживание для всех жильцов.
В каждом блоке также имеется кухня с холодильником, микроволновой печью и необходимым кухонным оборудованием, что позволяет учащимся готовить пищу и организовывать совместные трапезы.
- Инфраструктура общежития
Общежитие предлагает разнообразные удобства для учебы и отдыха:
• Учебные комнаты — специально оборудованные пространства для занятий.
• Комната отдыха — место для расслабления и общения с друзьями.
• Медицинский кабинет первичной медицинской помощи и изолятор — для обеспечения здоровья и безопасности учащихся.
• Прачечная коллективного пользования — для удобства стирки вещей.
На территории общежития созданы условия для активного отдыха и занятий спортом:
• Зона отдыха — для приятного времяпрепровождения на свежем воздухе.
• Уличные тренажеры — для поддержания физической активности.
• Спортивная площадка для мини-футбола с искусственным покрытием — для любителей командных игр.
- Питание
Питание учащихся организовано в столовой лицея, где предлагается разнообразное меню, учитывающее потребности и предпочтения обучающихся.
- Бесплатное проживание и питание
Важно отметить, что проживание и питание для обучающихся в лицее являются бесплатными. Мы стремимся создать комфортные условия для жизни и учебы наших иногородних учащихся, чтобы они могли сосредоточиться на учебном процессе и развитии своих талантов. Финансирование питания, проживания и обучения учащихся осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Доступность и поддержка для учащихся с ограниченными возможностями
В нашем лицее обеспечен доступ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья благодаря установленному пандусу с поручнями у центрального входа. При необходимости инвалиды и лица с ОВЗ могут воспользоваться услугами сопровождающего лица.
- Питание
Школьная столовая оснащена всем необходимым для обеспечения качественного цикличного питания. В настоящее время создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено, однако мы стремимся учитывать потребности всех наших обучающихся.
- Технические средства
В настоящее время в Лицее имеется ограниченное количество специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как для коллективного, так и для индивидуального использования. Мы постоянно стремимся улучшать образовательную среду и планируем развивать эту область в будущем.
Мы прилагаем все усилия для создания комфортной и доступной образовательной среды для всех наших учащихся.
- Ресурсный центр по развитию физико-математического и цифрового образования
На базе Бюджетного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат» функционирует Ресурсный центр, созданный Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Центр направлен на развитие физико-математического и цифрового образования и является структурным подразделением лицея.
- Материально-техническая база
Лицей располагает современными учебными кабинетами, которые обеспечивают высококачественный процесс обучения и воспитания, включая учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учебные аудитории оснащены специальной техникой, наглядными пособиями, дидактическими материалами и программными средствами.
- Оборудование и ресурсы
Учебные классы оборудованы стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и другими необходимыми ресурсами для полноценного образовательного процесса. Все обучающиеся, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеют доступ к электронной информационно-образовательной среде, учебным пособиям и литературе как в электронном, так и в бумажном формате. Для слабовидящих разработана альтернативная версия официального сайта лицея.
- Внеучебная деятельность
Для организации воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и внеучебной деятельности в лицее созданы все необходимые условия. В распоряжении учащихся находятся музыкальный кабинет, спортивные объекты, оснащенные современным инвентарем и техническими средствами.
Мы стремимся создать образовательную среду, где каждый учащийся сможет раскрыть свои таланты и достичь успехов в учебе и творчестве.
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в нашем Лицее предусмотрены две лаборатории, музыкальный кабинет и специализированный кабинет для онлайн-занятий. Все помещения оборудованы современными средствами обучения, что обеспечивает высокое качество образовательного процесса.
Условия для занятия физкультурой и спортом
Для проведения практических занятий в нашем Лицее предусмотрены две лаборатории, музыкальный кабинет и специализированный кабинет для онлайн-занятий. Все помещения оборудованы современными средствами обучения, что обеспечивает высокое качество образовательного процесса.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
В нашем Лицее используются современные средства обучения и воспитания, которые способствуют реализации принципа наглядности и повышению эффективности учебного процесса. Эти средства предоставляют обучающимся возможность получать материал в форме наблюдений и впечатлений, что способствует более глубокому познанию и развитию мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Мы также уделяем внимание инклюзивному образованию. Специальные средства для обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья представлены в ограниченном варианте.
Средства обучения включают объекты, созданные человеком, а также элементы естественной природы, которые используются в образовательном процессе как носители учебной информации и инструменты для достижения целей обучения, воспитания и развития.
Типы средств обучения:
1. Печатные материалы:
• Учебники и учебные пособия
• Книги для чтения
• Хрестоматии
• Рабочие тетради
• Атласы и раздаточный материал
• Энциклопедии и словари
2. Электронные образовательные ресурсы:
• Мультимедийные учебники
• Сетевые образовательные ресурсы
• Мультимедийные универсальные энциклопедии
3. Аудиовизуальные средства:
• Презентации и слайд-фильмы
• Образовательные видеофильмы
• Учебные фильмы на цифровых носителях
4. Наглядные плоскостные материалы:
• Плакаты и настенные карты
• Иллюстрации и магнитные доски
5. Демонстрационные материалы:
• Гербарии, муляжи и макеты
• Стенды и модели в разрезе
6. Учебные приборы:
• Компасы, барометры, колбы, глобусы и др.
7. Спортивное оборудование:
• Гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и др.
Мы стремимся создать комфортную и продуктивную образовательную среду, обеспечивая наших обучающихся всем необходимым для успешного обучения и развития.
ИКТ и цифровые ресурсы
Все учебные кабинеты нашего Лицея оснащены современными компьютерами с доступом в интернет, что обеспечивает высокое качество образовательного процесса и возможность использования цифровых ресурсов.
В рамках образовательного процесса мы активно используем «Электронный журнал» на базе Цифровой платформы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На персональной странице каждого ученика размещается информация об успеваемости, а также данные о домашних заданиях. Родители имеют возможность в любое время ознакомиться с информацией о своих детях, что способствует более тесному взаимодействию между школой и семьей.
Кроме того, в нашем Лицее созданы уголки безопасности и уголки безопасности дорожного движения, где обучающиеся могут ознакомиться с важными правилами и рекомендациями по обеспечению своей безопасности. Мы уделяем особое внимание вопросам безопасности и стремимся создать безопасную образовательную среду для всех наших учеников.
Средства воспитания
Современный российский национальный воспитательный идеал основывается на формировании высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России. Такой гражданин принимает судьбу своего Отечества как личную, осознавая свою ответственность за настоящее и будущее страны. Он укоренен в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и действующими нормативными правовыми актами в сфере образования, цель воспитания обучающихся в нашем Лицее заключается в развитии личности и создании условий для самоопределения и социализации. Мы стремимся основывать процесс воспитания на социокультурных и духовно-нравственных ценностях, а также на правилах и нормах поведения, принятых в российском обществе.
Наши ключевые задачи включают:
• Формирование чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся.
• Уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев.
• Привитие уважения к закону, правопорядку и труду.
• Воспитание взаимного уважения и бережного отношения к культурному наследию, традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Мы уверены, что такое воспитание способствует гармоничному развитию наших учеников и подготовке их к активной жизни в обществе.
Задачи воспитания обучающихся в Лицее:
- Воспитательный процесс в Лицее
В нашем Лицее мы придаем особое значение усвоению обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях и традициях, выработанных российским обществом. Мы стремимся к формированию и развитию личностного отношения к этим нормам и ценностям, что включает их освоение и принятие.
- Основные направления воспитательной работы:
1. Социокультурный опыт:
• Приобретение обучающимися социокультурного опыта, соответствующего нормам и ценностям, что проявляется в их поведении, общении и межличностных отношениях.
2. Личностные результаты:
• Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего общего образования.
- Методы воспитания
1. Общение как средство воспитания:
• Непосредственное общение: включает прямые контакты между педагогами и обучающимися, индивидуальные беседы, что способствует более глубокому пониманию ценностей.
• Опосредованное общение: педагог направляет свои усилия на знание, которое обучающийся должен усвоить, а также на формирование качеств личности и ориентацию на определенные ценности.
2. Учение как средство воспитания:
• Учебная деятельность является одним из ведущих средств воспитания, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к окружающему миру. Воспитывающее влияние учения осуществляется через содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя и атмосферу в классе.
• Эффективность воспитательного воздействия повышается через совместную продуктивную деятельность, в ходе которой обучающиеся:
• Выясняют условия совместного выполнения задания.
• Организуют взаимное обсуждение.
• Фиксируют ход работы и обсуждают полученные результаты.
• Оценивают успехи каждого и утверждают самооценки членов группы.
• Совместно решают, как будут отчитываться о выполнении задания.
• Проверяют и оценивают итоги совместной работы.
Совместная деятельность становится продуктивной при активном вовлечении каждого обучающегося в решение задач, а также при сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностно-развивающие возможности этой деятельности повышаются при соблюдении следующих условий:
• Отношения ответственной зависимости.
• Социальная ценность и значимость для детей.
• Изменение социальной роли ребенка в процессе деятельности.
• Эмоциональная насыщенность коллективными переживаниями и совместными радостями.
Мы уверены, что такой подход к воспитанию поможет нашим ученикам стать активными и ответственными гражданами своего общества.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть кабинет музыки, спортивный и тренажерный залы.
Условия охраны здоровья обучающихся
- Условия охраны здоровья обучающихся
В нашем Лицее созданы все необходимые условия для охраны здоровья обучающихся.
Здание лицея оснащено современными системами безопасности, включая противопожарную сигнализацию, информационные табло с указателями выхода и необходимыми табличками. Также предусмотрена звуковая информация для сигнализации об опасности.
Регулярно проводятся инструктажи по охране труда, а также по вопросам пожарной и электробезопасности для всех обучающихся и персонала.
Для обеспечения медицинской помощи в Лицее функционирует медицинский кабинет, где проводятся профилактические осмотры, мероприятия различной направленности, иммунизация, первичная диагностика заболеваний и оказание первой медицинской помощи.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Учебные кабинеты, а также структурные подразделения Лицея, включая библиотеку, бухгалтерию и кабинеты администрации, оснащены современными компьютерами. В каждом предметном кабинете предусмотрено автоматизированное рабочее место для учителя. Все компьютеры объединены в единую локальную сеть с доступом к Интернету через выделенный высокоскоростной канал.
Для обучающихся и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени. Доступ возможен в библиотеке и компьютерных кабинетах с 09:00 до 17:00 (выходные дни: суббота и воскресенье).
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к зданию Лицея обеспечивается благодаря установленному пандусу с поручнями у центрального входа. При необходимости обучающимся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляется сопровождение.
Школьная столовая полностью удовлетворяет потребности обучающихся в цикличном питании. В настоящее время отдельное меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.
В настоящее время в Лицее имеется ограниченное количество специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как для коллективного, так и для индивидуального использования. Мы постоянно стремимся улучшать образовательную среду и планируем развивать эту область в будущем.